michk: (Default)
[personal profile] michk
Шамони (на автобусе) - Tre le Champ - Aiguillette Des Posettes - Col Des Posettes - Col De Balme - Триент - Col de la Forclaz

Примерно 13 км, примерно +1000м, -1300, высшая точка Aiguillette Des Posettes 2201 метр

Километраж и перепад высот я даю по книжке. Поскольку этот день - примерно половина от описанного в книжке дня, все числа неточные.

С утра плотно позавтракали за 10 евро в гостинице. Получили бесплатные билеты на общественный транспорт и поехали в центр закупаться. Магазины открываются только в 9. Купили хлеб и сыр, дальше пошли в спортивный магазин. Я хотел купить кепку, закрывающую шею, но цены там были вполне израильские. Купили газовый баллон и пошли искать автобус. Маршрут по книжке начинался в Tre le Champ, это километрах в 15 от Шамони к северу, недалеко от Аржантьера. В Аржантьер идут 2 автобуса - 2 и v2 , в Tre le Champ - только v2 . Находим остановку, ждать минут 50. Наконец приходит автобус. Спрашиваем у водителя, едет ли он в Tre le Champ, тот говорит, что нет, что сейчас подойдёт ещё один автобус, и он-то нам и нужен. Действительно, приходит ещё один автобус, но водитель того отправляет нас в первый, который пока стоял на нашей остановке. Делать нечего, идём в первый, опять спрашиваем у водителя, едет ли он в нужное нам место, тот отвечает, что едет. Потом оба водителя выходят из автобусов, обнимаются и начинают что-то бурно обсуждать по арабски. Наконец, поехали. Автобус разделён на 2 части, задняя - для велосипедов, они там подвешиваются специальным образом. На одной из остановок входит куча велосипедистов, водитель выходит, помогает им всё это хозяйство прицепить. Я включаю гугль-карты, чтобы не пропустить остановку. Автобус поначалу едет в противоположную сторону, ездит по Шамони кругами, потом подъезжает к вокзалу, и, наконец, выезжает на шоссе в сторону Аржантьера. Въезжаем в Аржантьер, проезжаем его, доезжаем до развилки. Нам налево, автобус поворачивает направо. Я ещё раз обращаюсь к водителю, он ещё раз подтверждает, что едет в это чёртов трелешамп. Приезжаем в ЛеТур, это такое место с рестораном и подъёмником. В принципе, судя по карте, один из вариантов ТМБ проходит там, и мы могли бы там начать, но решаем придерживаться первоначального плана. Автобус возвращается обратно на развилку выше Аржантьера и, вместо того, чтобы резко повернуть направо в нужную нам сторону, поворачивает налево и возвращается в Аржантьер. Уже не помню, что и кому я в этот момент сказал. Автобус продолжает спускаться, доезжает до круглой площади и разворачивается. Ух... Едет наверх, доезжает опять до развилки и наконец продолжает в нужном направлении. Через пару минут доезжает до указателя Tre le Champ и останавливается. Я говорю водителю "шукран" и мы выходим.

Что же мы видим? Шоссе, стоянку и несколько указателей, но в нужную нам сторону указателя с пометкой ТМБ нет. Населённого пункта нет воды нет, растительности нет, населена роботами. Мимо проезжает дядечка на велосипеде, мы спрашиваем его, где тут ТМБ. ТМБ - уточняет дядечка? А это в Аржантьере. Мы остаёмся в охнедоумении, смотрим на знаки. Налево - Лак Блан и Ла Флежер, судя по книжке, мы оттуда должны вернуться в последний день. Немного сверху, направо - Aiguillette des Posettes, туда нам, судя по книжке, и надо, но пометки ТМБ на нём нет. Решаем всё же идти туда.

Кстати, тут имеется некоторый обман, который будет раскрыт в конце.

Итак, 2.08, время примерно 11:30, поход начался.
Немного идём наверх рядом с шоссе, потом указатель ведёт направо в лес. Начинается подъём.
Надо, наверное, сказать пару слов про характер маршрута. Подавляющая часть ТМБ проходит по дорожкам. Это значит, что там не надо карабкаться, цепляться руками, садиться и т.д., как часто приходится делать на израильских маршрута. Вот и сейчас - это приятная тропа в лесу, только крутая. Судя по книжке, до Aiguillette Des Posettes нам предстоит подъём на 600-700 метров за примерно 4 километра пути. Кстати, в книжке на каждый день пути имеется красивый график - по оси X время в часах с подписанными названиями точек, по оси Y - высота. Так вот, на этот первый отрезок (4 км с перепадом 600-700 метров) книжка отводит пол часа. И такого в книжке много. Уж не знаю, это у них баг в программе или они просто издеваются. Надеюсь, по крайней мере, что километры и перепады высот там более-менее точные.

После крутого подъёма по лесу (в лесах они всё время были более крутыми) вышли на открытую местность.

Тут идти легче. Было жарко, шли в одной футболке. Добрались, наконец, до вершины, там куча народу. Тут уже ветренно, Яна советует одеться потеплее, надеваем ветровки. Небольшой (метров 200) спуск, там какая-то развилка и примерно такой же подъём до рефьюджа Коль де Бальм. Видим указатели ТМБ на Ле Тур. Видимо, теперь это основной маршрут ТМБ, а мы шли по варианту. А время уже не раннее, хочется обедать. Алекс предупредил, что на маршруте есть один рефьюдж, где не дают наполнить воду, судя по моим прикидкам, это должен быть как раз он. Так и оказалось (кстати, потом выяснилось, что таких есть ещё как минимум 2). Сидеть за их столиками и есть свою еду они тоже не разрешают (такое, как раз, встречается часто). Ну и ладно, не очень-то и надо, тем более что ветер такой, что всё равно газ не разожжёшь. Решаем идти дальше и найти место поудобнее. Кстати, это была как раз граница, дальше началась Швейцария, только мы это не сразу поняли. Спускаемся немного, ветер уменьшается. Потом появляется речка, из которой мы набрали воды, а потом - какие-то то строения. Все двери закрыты, но стены защищают от ветра, тут мы и садимся. Решаем начать с гречки, она быстрее готовится. Недоваренный рис - это ризотто, а как, интересно, называется недоваренная гречка? Неважно, всё равно получилось хорошо, а с французским сыром и чаем ещё лучше. Продолжаем спуск, он становится круче. Тут мы, наконец, поняли, что находимся в Швейцарии - во-первых, стали попадаться скамеечки, а во-вторых, дали землянику.

Спуск длинный и довольно крутой, но альпенштоки, скамеечки и земляника существенно его упрощают. В какой-то момент мимо практически пробегает девушка без альпенштоков, зато с огромным рюкзаком. Ну а мы себе продолжаем потихоньку и спускаемся, наконец, в Триент, в кемпинг Ле Пети. Там немного отдыхаем и продолжаем дальше. Нам предстоит подъём метров на 250 до гостиницы Коль де ла Форклаз. Локус почему-то предлагает сделать крюк по шоссе, но мы идём по знакам и интуиции, срезаем кусок через лес и приходим, наконец, в гостиницу. Время - 18:30. Ух...

Выясняем, что ужин для ТМБистов в 19:00, сдвинуть его нельзя, потому что его подают всем вместе. Поэтому мыться пришлось уже потом. Ладно, показали нам нашу (общую) комнату. Она довольно удобная, есть какие-то шкафчики, куда можно скинуть вещи, только тёмная. Вайфай работает так себе, но удалось позвонить домой. Знакомимся с украинками из Киева и идём ужинать. За ужином выясняется, что наши 2 украинки - часть большой компании, которая ещё не дошла. Швейцарцы строго спрашивают у них, когда же прийдут остальные, мы же их ждём. Ничего, скоро и остальные приходят.
Ужин отличный - кажется, из 4 блюд, с десертом, и предлагают добавку. За ужином знакомимся с американской семьёй итальянского происхождения, живущей в Сингапуре. Детям лет 10 и 12, наверное. Они идут в обычном (обратном нашему) направлении. Этот день они прошли по более сложному варианту, рядом с ледником Fenetre d'Arpette. З., естественно, уговаривает меня пойти завтра так же, но мы с Яной отбиваемся под тем предлогом, что это только начало пути.

Вечером в процессе очередной перепаковки я не нахожу спичек, поэтому просим спички у украинцев. Они нам их дарят, а вот выпить почему-то не приглашают. Потом (на следующий день) и наши спички находятся. На этой радостной ноте сказочке пока конец.

Date: 2016-08-16 01:25 pm (UTC)
From: [identity profile] mopexod.livejournal.com
Всё видно. Ура.

Date: 2016-08-16 01:27 pm (UTC)
Ура! Спасибо.

Date: 2016-08-16 01:47 pm (UTC)
From: [identity profile] kart-inka.livejournal.com
так что, все время удобный маршрут, без карабканья? то есть инвалиды по коленям вроде меня могут небольшой кусок сделать?

Date: 2016-08-16 02:41 pm (UTC)
From: [identity profile] michk.livejournal.com
Мы там и настоящего инвалида видели, потом напишу об этом. Конечно ты можешь там найти для себя куски, но идея состоит в том, чтобы пройти всё, так-то в Альпах куча красивых мест, ТМБ не то что красивее всех остальных.

Date: 2016-08-16 02:32 pm (UTC)
From: [identity profile] ntsil.livejournal.com
Да, нас когда-то предупреждали (уже, правда, не помню кто), что во Франции (и тем более Италии) несколько хуже, чем в Швейцарии, не только со скамеечками, но и с указателями, т.е. возможны сюрпризы.

700 метров подъёма за полчаса -- это бредятина; наверное, профессионалы так могут (ну, они и на Айгернордванд за два с половиной часа могут), а обычные люди, даже в хорошей спортивной форме, -- вряд ли. И я бы, кстати, очень сильно стреманулась, в первый же день обнаружив столь сильное отставание от графика. Завидую вашим нервам :)

А зачем варить рис/гречку/whatever? Мы давно ходим с быстрорастворимыми крупами, которые достаточно кипятком залить и настоять. И время экономится, и газ (= вес).

Спец. ужин для ТМБистов в строго фиксированное время -- это жесть. Но, конечно, приятно, что он в принципе есть, а то у нас в этот раз были большие проблемы с питанием, как-то мы очень по-дурацки всё время мимо нормальной еды пролетали то по одной причине, то по другой :(

Date: 2016-08-16 02:52 pm (UTC)
From: [identity profile] michk.livejournal.com
Я бы не сказал, что в Швейцарии лучше с указателями, мы и там путались.

Ну в книжке было написано, что эти часы - часы чистой ходьбы, без остановок, без еды, без фоточек. Я смотрел на общее время - нигде оно не было больше 7 часов (кроме одного планируемого дня, да и тогда в итоге всё было по другому), а как правило было сильно меньше, так что особенно я не заморачивался.

Предполагалось, что это и есть быстрорастворимые рис и гречка. Т.е. это не обычные рис и гречка, они были в отдельных пакетиках. Мы их немного варили, а потом газ выключали и ждали, но они оставались слегка недоваренными (может мы ждали недостаточно - жрать хотелось). Потом мы перешли на макароны и пюре, с ними было быстрее. А газа нам 250 мл хватило и осталось даже.

По поводу ужина - по другому не получится. В некоторых рефьюджах больше 100 человек, всех надо накормить, а возможности ограничены (чем выше, тем больше). В одном месте, кстати, кормили в 2 смены - на всех просто не было места. В Швейцарии, по-моему, главная проблема с нормальной едой - это цена, я ниже 35-40 франков за блюдо ничего не видел, так что у нас ещё получилось бюджетно (для Швейцарии, опять же).

Date: 2016-08-16 04:14 pm (UTC)
From: [identity profile] ntsil.livejournal.com
А, ну да, вам же газ только для обеда нужен был, так что экономия непринципиальна.

100 человек -- это ужжжос :) И на тропе, стало быть, тоже мульён народу?

Про цены на еду в Швейцарии лучше не напоминай :(

Date: 2016-08-16 05:10 pm (UTC)
From: [identity profile] michk.livejournal.com
Ну что-то вроде того, включая кучу японцев, но есть нюансы варианты

"На еду" тут лишнее.

Date: 2016-08-17 06:08 am (UTC)
From: [identity profile] michk.livejournal.com
Я бы не сказал, что в Швейцарии лучше с указателями, мы и там путались.

Date: 2016-08-22 09:37 pm (UTC)
From: [identity profile] dima-r.livejournal.com
Аржантьер, Флежер (мягкое ж, а не г) А я в Шамони довольно долго говорил "Лес Хоучес" вместо Лез Ушс. Местные угорали :)

Нормальная скорость подъема по крутому склону с грузом считается 150-250м/час. Без большого груза, как у вас - ну м.б. 300-400м/ч. 600-700м за полчаса - это для Месснера :)

Date: 2016-08-23 05:04 am (UTC)
From: [identity profile] michk.livejournal.com
Эх, надо было тебе с нами ехать :-)

Date: 2016-08-28 01:33 pm (UTC)
From: [identity profile] dimrub.livejournal.com
По поводу автобуса - вспомнился анекдот про евреев (хау айроник), которые может Христа и не распяли, но нервы ему хорошо потрепали.

Date: 2016-08-28 01:36 pm (UTC)
From: [identity profile] michk.livejournal.com
Угу, что-то в этом роде. На самом деле, в расписании по ссылке этот маршрут и значится, но это ж надо было им составить такой маршрут, а нам - его прочитать и осознать.